Группа "Колобок" МБДОУ ЦРР детский сад №5 "Сказка" город Озёры
Дидактические игры по формированию элементарных математических представленийВсе дидактические игры по ФЭМП разделили на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Для подкрепления порядкового счета помогают дидактические игры с таблицами направляющихся героев сказок в гости к другим сказочным героям. Кто будет первый? Кто идет второй? Через дидактические игры добиваемся от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Какое число спряталось?», «Составь число», «Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?» и многие другие мы используем на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Так же через дидактические игры знакомим детей с днями недели. Подсказали, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываем к доске 7 детей, пересчитываем их по порядку, даём им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры «Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. В начале каждого занятия проводили игровую минутку: любую игрушку прятали где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирали ребенка и прятали игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда воспитатели давали этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, использовали появление какого-либо сказочного героя. Например, игра «Помоги Карлсону найди потерянную игрушку». Распечатываем конверт, читаем: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 4 шага и т.д.» Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, усложнили для них задания – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предложили детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В эти дидактические игры можно играть и совершенствовать знания индивидуально в свободной деятельности. В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор и выложи его», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» используем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей: а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу) б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье) в) Работа по собственному замыслу (просто человека) Дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Кроме того, давали задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложнялись. Предлагали выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому воспитателям детских садов необходимо использовать дидактические игры в процессе обучения детей математике и развитию в них математических способностей. 30 сентября 2012 в 14:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.